Серіктестер

                                                                                                                    

                                                                                         

 

 

Долгое время проблемам противодействия деловой коррупции отечественное право не уделяло большого внимания. И если в природе коррупции, применительно и к частному сектору, и к системе государственной службы, принципиальных отличий нет, то этого нельзя сказать о регулировании противодействия коррупции в указанных сферах.
Существенным отличием коррупции в системе государственной службы и коррупции в бизнесе является то, что вопросы противодействия последней правом системно не регулируются.
Также еще один важный момент: противодействие коррупции рассматривается исключительно сквозь «призму» уголовного закона.


«Перекос» в сторону уголовного права, уверенность, что уголовное наказание эффективно обеспечит как общую, так и частную превенцию, привел к тому, что наше право не имеет развитой системы гражданско-правовых средств противодействия коррупции. Сходный вывод можно сделать и в части нашей правовой науки: за рамками исследований остались и вопросы криминологического порядка (почему коррупционные проявления существуют в бизнес-среде, анализ видов таких проявлений и пр.), и вопросы ответственности за коррупционные проявления, и вопросы регулирования гражданским правом последствий такого проявления.
В последние годы законодатель в рамках общей политики борьбы с коррупцией пытается создать систему мер (средств), направленных на противодействие коррупции в бизнесе, в том числе с использованием гражданско-правовых средств.
Вне зависимости от их форм, учредителей и других критериев, необходимо разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции, а именно:
1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;
3) разработка и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Однако, несмотря на наличие указанных положений, правовые нормы по-прежнему большее внимание уделяют коррупции в государственном секторе. Политико-правовые положения не нашли достаточного отражения в нормативных правовых актах. А упоминание в законе о противодействии коррупции гражданско-правовой ответственности за ее случаи не находит развития в гражданском законодательстве.
Специфика гражданско-правовых средств противодействия коррупции в бизнесе вытекает из метода гражданско-правового регулирования. Такой метод характеризуется, по справедливому мнению В.Ф. Яковлева, следующими основными чертами: наделением субъектов на началах их юридического равенства способностью к право обладанию (право наделением), диспозитивностью и инициативой, обеспечением и установлением правоотношений на основе правовой самостоятельности сторон.
Вопросы противодействия коррупции представляют собой сферу, где переплетены частные и публичные интересы. В том случае, если поведение экономических агентов (бизнес-структур) заключается в том, что они, следуя требованиям закона и лучших практик управления, принимают превентивные меры по устранению причин возникновения коррупции, частные интересы совпадают с публичным интересом. Однако бывает и обратное. Бизнес-структуры не развивают систему «самоочищения», не создают необходимых институтов противодействия коррупции. В результате коррупция отрицательно сказывается на конкурентной среде, конкурентоспособности государства в целом. В таких случаях для обеспечения публичного интереса государство может пойти на усиление императивных начал в регулировании, увеличение числа разного рода запретов и позитивных обвязывании. Например, через правовые нормы государство изначально детально и довольно императивно регулирует систему отношений управления в честно-правовых организациях; государство идет по пути стимулирования определенных организационных моделей и моделей поведения служащих частных компаний, а в некоторых случаях по пути прямого обвязывания следованию определенных организационных и поведенческих моделей. Активно развиваются в этой сфере и различного рода запреты.
Конкретизируя, можно отметить, что к гражданско-правовым средствам противодействия коррупции в бизнесе относятся:
— установление правового режима регулирования конфликта интересов для совершения гражданско-правовых сделок и иных действий;
— правовые нормы, обязывающие принимать кодексы этики, корпоративного поведения и иные кодексы, направленные на регулирование поведения членов органов управления и иных работников юридического лица;
— ответственность членов органов управления за причинение убытков хозяйствующим субъектам;
— правовые нормы, регулирующие управление в юридическом лице и прежде всего такую подсистему управления, как контроль.
Основная проблема в части противодействия деловой коррупции в отечественном праве видится в том, что из сферы правового регулирования «выпал» конфликт интересов лица, работающего в коммерческой или некоммерческой организации, с интересами самой этой организации и (или) ее основных бенефициаров. Такой конфликт в настоящее время в законодательстве системно также не урегулирован.
Также совершенно очевидно, что проблема деловой коррупции – это прежде всего проблема для самой организации, сотрудники которой используют коррупционные практики. Соответственно, именно в самой организации должна формироваться культура нетерпимого отношения к коррупции.
Поэтому в последние годы широкое распространение получила практика принятия крупными (прежде всего публичными) бизнес-структурами Этических кодексов, в которых описывают требования к
Тем не менее, только совершенствованием корпоративной культуры проблему не решить, поскольку любая декларируемая корпоративная культура не способна предотвратить коррупцию, если несовершенна система мотивации персонала и организационная структура. В совокупности же эти элементы (вместе с условиями труда) создают у работников удовлетворенность трудом, что формирует такую важную черту в их отношении к организации, как преданность.
Чаще всего преданность организации определяют следующим образом: 1) сильное желание оставаться членом данной организации; 2) желание прилагать максимальные усилия в интересах данной организации; 3) твердая убежденность в корпоративных ценностях и принятие целей данной организации. Другими словами, данная установка напрямую связана с лояльностью сотрудников к своей организации.
Однако часто ни надлежащая мотивация, ни условия труда, ни декларируемая корпоративная культура не способны предотвратить проявления коррупции, поскольку в ситуации конфликта интересов сотрудник, имеющий возможность удовлетворения за счет организации своих личных потребностей, может такой возможностью, вопреки интересам организации, воспользоваться. Для таких случаев в организации должны существовать структуры и нормы, направленные на мониторинг, выявление и своевременное пресечение коррупционных проявлений.
Существенную роль, с нашей точки зрения, для противодействия деловой коррупции должен выполнить институт гражданской правовой ответственности членов органов управления хозяйствующих субъектов (управляющих), хотя он, конечно, весьма узок по применению в части охватываемого круга лиц и в настоящее время в действующем виде слабо приспособлен для борьбы с коррупционными проявлениями.
Таким образом, проблема противодействия коррупции в бизнесе для Республики Казахстан абсолютно нова; а потому даже сама возможность распространения (хотя в международно-правовых документах эти вопросы уже получили свое развитие) вопросов борьбы с коррупцией на уровне конкретной бизнес-структуры отечественный законодатель предусмотрел весьма расплывчато. Тем не менее, в различных нормативно-правовых актах все-таки существует целый ряд средств противодействия деловой коррупции. Однако все они, с нашей точки зрения, могут «заработать» только в том случае, если в законодательстве будут устранены указанные выше серьезные пробелы и недостатки.

Д. Галиева, главный
специалист управления
профилактики коррупции
Департамента Агентства РК
по делам государственной
слубы и противодействию
коррупции по ВКО

Пікір:

Директор-редактордың блогы

 Көкпекті аудандық  

«Жұлдыз - Новая жизнь» 

 газетінің сайтына

қош келдіңіздер!

 Біздің заманымыз – күнделікті өмірімізге дәстүрлі, қарапайым іс-әрекеттерімізді жаңа әрі жетілдірілген түрімен алмастыра отырып енген жаңа технологиялар уақыты. Бүгінде ғаламтор өміріміздің белсенді бөлігіне, қарым-қатынас орнатудың ыңғайлы және заманауи үлгісіне айналып отыр. Соған сай, біздің газетіміз ашық пікір алмасуға әрдайым дайын. Сіздердің әр пікірлеріңізге қуана жауап береміз және редакция тарапына қойылған қандай сауалдарыңызды да жауапсыз қалдырмауға тырысамыз. Газет сайтынан ауданымыздың ең соңғы жаңалықтарымен таныс болумен қатар, көптеген жаңа және танымдық материалдарды таба аласыздар. Пікірлеріңіз бен тілек-ниеттеріңізді Facebook, Вконтакте әлеуметтік желілеріндегі парақшамызға жолдай аласыздар. Әріптестігіміз қызықты, жаңашыл әрі пайдалы болады деген үміттемін!

Құрметпен Көкпекті аудандық «Жұлдыз» - «Новая жизнь» газетінің директор-редакторы Д.Б.Дюсембаев. 

 

 

Күнтізбе

<< < Қазан 2017 > >>
Дс Сс Ср Бс Жм Сб Жс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

Қаралым санағы

HotLog

Біз әлеуметтік желідеміз