Серіктестер

                                                                                                                    

                                                                                         

 

 

Каждый год все цивилизованное человечество с горечью и болью вспоминает о катастрофе, грянувшей на Чернобыльской АЭС ночью 26 апреля 1986 года. Трагедия в одночасье перевернула жизнь миллионов людей и стала проблемой целого мира. Тем не менее, для кого-то эта катастрофа уже забыта, кто-то слышал о ней «краем уха», а кто-то – и вообще не знает ничего. Но те люди, которые попали в этот огневорот, никогда не смогут ничего забыть, даже если бы захотели. Это – десятки и сотни тысяч ликвидаторов и пострадавших из разных слоев общества. В составе ликвидирующих последствия той аварии были и выходцы из нашего района.


Мурат Билялович Жонкабаев родился 13 августа 1956 года в селе Самарское ВКО. После окончания Самарской средней школы в 1973 году по 1974 год работал сварщиком в «Казсельхозтехнике». Затем с 1974 по 1976 проходил службу в рядах Советской Армии. С 1976 года по 1980 обучался в Саратовском совхоз-техникуме по специальности техник-механик. В октябре 1986 года Самарским райвоенкоматом был призван на срочную службу по ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС в г.Припять, находился там до января 1987 года. Два раза побывал на месте взрыва реактора, на черном пепелище, где самый мощный удар радиации в 86-м приняли на себя солдаты. Бросали их в самое пекло — совковыми лопатами сбрасывать ядерное топливо и графит в развал, собирали его вокруг станции. В защитных балахонах и масках они же держали оборону по периметру запретный зоны, отмывая, выходящий из района катастрофы транспорт.
Василий Павлович Гордеев родился 26 октября 1957 года в селе Московка ВКО. Выпускник Самарского СПТУ-151 проходил службу в рядах Советской Армии с 1976 по 1978 год. Более 15 лет проработал каменщиком в ПМК-22. В мае 1987 года попал в Чернобыль, где находился два месяца. «Словами не описать грозные последствия ядерного взрыва, это надо видеть, - говорит Василий Павлович.- В самом пекле мы были вместе с земляком – самарчанином Айдаром Токтасыновым. В радиационую зону прибывали солдаты со всего Советского Союза. Мы были там по два- три месяца, больше находиться там было нельзя. Затем, позднее, когда нам объяснили причины кратковременного пребывания - была высокая радиация, вредная для здоровья».
Мурзабек Толегенович Санатов родился 31 января 1965 года в селе Свинчатка Большенарымского района. С 1974 года поживает в с.Мариногорка. Окончил Мариногорскую среднюю школу в 1983 году был призван в ряды Советской Армии. Вернувшись с армии в 1985 году -учился на водительских курсах с.Самарское, работал в совхозе «Мариногорский» водителем. В январе 1987 года был призван на ликвидацию Чернобыльской АЭС на 6 месяцев. Разрушение носило взрывной характер, реактор был полностью разрушен, и в окружающую среду было выброшено большое количество радиоактивных веществ. «Авария расценивается, как крупнейшая в своём роде за всю историю атомной энергетики, как по предполагаемому количеству погибших и пострадавших от её последствий людей, так и по экономическому ущербу. Прошло 30 лет, а черный день Чернобыльской трагедии продолжает волновать людей: и тех, кого он зацепил своим черным крылом, и тех, кто позднее родился далеко от искалеченной земли. Этот день не прошел бесследно, он расплодил по миру много трагедий; он будет всегда объединять всех одним воспоминанием, одной печалью, одной надеждой. Нам всем надо быть бдительными, чтобы больше никогда не повторилась чернобыльская трагедия».
Онерхан Оразович Енсебаев родился 14.01.1966 года в селе Теректы Курчумского района ВКО. С 1984 по 1986 годы служил в армии на Украине. Во время срочной службы Онерхан оказался в самом эпицентре ядерного облака, активно участвовал в расчистке территорий от взрыва. «На расчистке ядерного котла после взрыва привозили солдат действительной службы со всех концов страны Советов. Приказ есть приказ, куда пошлют, туда идут солдаты его выполнять,- говорит Онерхан. – Позднее, всех, кто принимал участие в ликвидации страшной аварии, стали называть «ликвидаторами». Ликвидаторы работали в опасной зоне посменно: те, кто набрал максимально допустимую дозу радиации, уезжали, а на их место приезжали другие. Основная часть работ была выполнена в 1986—1987 годах, в них приняли участие примерно 240 тысяч человек. Общее количество ликвидаторов (включая последующие годы) составило около 600 тысяч человек».
Сергей Викторович Семикин из села Преображенки попал в зону поражения в 1989 году и пробыл там 6 месяцев. Тогда, его и еще 90 человек повезли в Алматы, а оттуда уже в специализированных автомашинах в 30-ти километровую зону от Чернобыля, там они пробыли на переподготовке 2 недели. – Когда мы проспали все это время на зараженных матрацах, получив дозу радиации, нас перевели в город Выжгород для выполнения различных восстановительных работ. При этом, в документах у нас не было указано, что мы пробыли в непосредственной близости от территории АЭС.
Работали без специальных защитных костюмов, голыми руками загружали и разгружали машины с различным ломом, строительными материалами. Воздух был загрязнен, несмотря на то, что после случившейся аварии прошло уже почти три года. По приезду в свое село, Сергей Викторович вышел на работу и продолжил жить своей обычной жизнью, стараясь не думать о том, что радиация постепенно отравляет его организм. Однако последствия пребывания в «зоне отчуждения» заметно сказываются на здоровье и по сей день. Как бы поступили ликвидаторы, случись авария, подобного масштаба сейчас? Много ли было бы добровольцев? Вряд ли, считают бывшие чернобыльцы. Слишком дорого заплатили они за тот свой поступок.
Сансызбай Каиргазинович Курманов родился 12 декабря 1956 года в селе Чудское Самарского района. После службы в рядах Советской Армии с 1975 по 1977 год работал строителем в ПМК. С февраля по июль 1988 года участвовал на восстановительных работах Чернобыльской атомной электростанции. Службу проходил в самом реакторе, где часть ликвидаторов могла помимо облучения от внешних источников излучения подвергаться и «внутреннему» облучению — от осевшей в органах дыхания радиоактивной пыли. Использовавшиеся респираторы «Лепесток» не всегда были достаточно эффективны.На восстановительных работах участвовали не только солдаты, проходившие действительную службу, но и призванные военнобязанные, давно отслужившие в Вооруженных Силах страны. В группу риска попали персонал ЧАЭС, участники ликвидации последствий аварии, эвакуированные люди и население пораженных территорий. Население Белоруссии, России, Украины подверглись воздействию радиации, сотни тысяч жителей были эвакуированы с загрязненных территорий, которые были непригодны для проживания.
Василий Григорьевич Кутузов родился 13 февраля 1951 года в селе Лайлы. В 1967 году закончил восьмилетнюю школу в селе Палатцы, затем работал разнорабочим в СМУ – 4. В 1969 году был призван в ряды Советской армии, служил в г. Чимкенте. В 1971 г вернулся в родное село. В 1972 году закончил курсы водителя, в 1974году устроился на работу в ПМК – каменщиком 2 разряда, затем получил 4 разряд. В 1988 году в феврале месяце был призван на ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС, где пробыл до августа месяца 1988 года. Участвовал в расчистке территорий над четвертым блоком, в дезактивации площадки ЧАЭС и других блоков. Вернувшись, стал снова работать на прежнем месте в ПМК. С января 2003 года работал в Палатцынской средней школе на должности кочегара. С 2008 года ушел на пенсию по инвалидности 2-ой группы.
Габдулхай Загиевич Мулюков из села Кокпекты был военнообязанным, после службы в 1972 году в армии, он часто принимал участие в военных учениях, и как по насмешке судьбы, как раз перед аварией на Чернобыльской АЭС, он прошел переподготовку в химической разведке. Это и сыграло свою роль впоследствии, когда его вызвали в военкомат в качестве «ликвидатора». Габдулхай Мулюков попал в Гомелевскую область, что в 120 километрах от Чернобыля. - Там, на месте, нам выдавали респираторы-«лепестки», защитные костюмы ОЗК, перчатки и резиновые сапоги — считалось, что это обмундирование спасет нас от радиации, - вспоминает Габдулхай Загиевич. – Работы было много, проводили дезактивацию местности. Работали на автомобильно-разливочной станции, в которой по шлангам подавался специальный раствор, впитывающий радиоактивную пыль. Мы промывали этим раствором все строения в селах, находившихся в радиусе «зоны отчуждения». Затем асфальт и верхний слой земли снимали и закапывали. На следующий день ветер покрывал всю местность новым слоем радиоактивной пыли, и все нужно было начинать заново.
Нуртай Канашевич Мусанов из села Улкенбокен попал в «зону отчуждения» по повестке из райвоенкомата. В то время, в 1987 году, он после службы в химических войсках, работал строителем в своем селе, его и остальных будущих ликвидаторов, вызвали и сообщили, что они направляются на Кавказ отстраивать разрушенные в результате наводнения дома. Погрузили в машины, забрали зачем – то документы и повезли. А поутру, их всех пересадили на военные специальные машины и привезли в город Припять, в Украину, на переподготовку. Только тогда, вспоминает Нуртай Канашевич, им сообщили, что их направляют в качестве ликвидаторов Чернобыльской АЭС. – Сказать, что мы испугались этого объявления, ни сказать ничего, - говорит Нуртай Канашевич. – Мы прекрасно понимали, что это такое, и что с нами может быть впоследствии. Но воинский долг обязывал нас выполнять приказ военного руководства. Тем более, что документы нам так и не отдали, сказав, что если мы закончим свою работу вовремя, нам вернут паспорта и военные билеты, и отправят домой. После переподготовки их направили в качестве строителей в Гомелевскую область сносить и заново отстраивать здания, которые были заражены радиацией. Вернувшись домой, Нуртай Мусанов устроился работать каменщиком на Кокпектинском ПМК, но здоровье стало уже слабее после полученной дозы облучения, о цифре которой он не знает до сих пор, так как, ни в одном медицинском учреждении, которые он объехал, ему не сообщили точный процент зараженности.
Память без срока давности.Нельзя забывать о тех, кто первый «нырнул» в смерть, не жалея себя. Боролись, пока не укротили пламя, против которого всегда выходят огнеборцы, ликвидаторы, но то голубое, что было вокруг них, не просто исчезло, а затаилось внутри них и до сих пор отдается «эхом»…

Пікір:

Редактордың блогы

 Көкпекті аудандық  

«Жұлдыз - Новая жизнь» 

 газетінің сайтына

қош келдіңіздер!

 Біздің заманымыз – күнделікті өмірімізге дәстүрлі, қарапайым іс-әрекеттерімізді жаңа әрі жетілдірілген түрімен алмастыра отырып енген жаңа технологиялар уақыты. Бүгінде ғаламтор өміріміздің белсенді бөлігіне, қарым-қатынас орнатудың ыңғайлы және заманауи үлгісіне айналып отыр. Соған сай, біздің газетіміз ашық пікір алмасуға әрдайым дайын. Сіздердің әр пікірлеріңізге қуана жауап береміз және редакция тарапына қойылған қандай сауалдарыңызды да жауапсыз қалдырмауға тырысамыз. Газет сайтынан ауданымыздың ең соңғы жаңалықтарымен таныс болумен қатар, көптеген жаңа және танымдық материалдарды таба аласыздар. Пікірлеріңіз бен тілек-ниеттеріңізді Facebook, Вконтакте әлеуметтік желілеріндегі парақшамызға жолдай аласыздар. Әріптестігіміз қызықты, жаңашыл әрі пайдалы болады деген үміттемін!

Құрметпен Көкпекті аудандық «Жұлдыз» - «Новая жизнь» газетінің редакторы Ф.М.Таянкенов. 

 

 

Күнтізбе

<< < Сәуір 2016 > >>
Дс Сс Ср Бс Жм Сб Жс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
26 27 28 29 30  

Қаралым санағы

HotLog

Біз әлеуметтік желідеміз